Считается, что граффити тесно связано с хип-хоп-культурой и тем бесчисленным количеством стилей, которые произошли от нью-йоркского граффити в метрополитене. Несмотря на это, существует много других замечательных примеров граффити. В начале XX века граффити стали появляться в товарных вагонах и подземных переходах. Один из таких граффити — Texino — ведет свою историю с 1920-х годов до нашего времени . За время Второй мировой войны и в течение нескольких последующих десятилетий фраза «Killroy was here», дополненная изображением, стала распространена по всему миру. Эту фразу использовали американские войска, и она быстро проникла в американскую массовую культуру. Вскоре после смерти Чарли Паркера (у него было прозвище «Yardbird» или «Bird») граффити со словами «Bird Lives» стали появляться по всему Нью-Йорку . В ходе студенческих протестов и всеобщей забастовки в мае 1968 года в Париже город оказался наводнен революционными, анархистскими и ситуационистскими лозунгами, такими как L’ennui est contre-révolutionnaire («Скука контрреволюционна»), которые были выполнены в стиле граффити, плаката и трафаретного искусства. В это время в США на короткий период становятся популярными политические слоганы (такие как «Освободите Хьюи», посвященные Хьюи Ньютону, лидеру движения Черных Пантер). Известным граффити 1970х годов стало знаменитое «Dick Nixon Before He Dicks You», отражающее враждебность молодежи по отношению к президенту США. Граффити в Москве Граффити, связанные с рок-н-роллом, составляют важную часть искусства граффити. Знаменитым граффити XX века стала надпись в лондонском метрополитене, гласящая «Clapton is God». Эта фраза была написана аэрозольной краской на стене станции Ислингтон осенью 1967 года. Это граффити запечатлели на фотографии, на которой собака мочится на стену. Искусство граффити также оказалось связанным и с протестным движением панк-рока начала 1970-х годов. Такие группы, как Black Flag и Crass (а также их последователи) всюду наносили свои названия по трафаретам, между тем как многие панковские ночные клубы, помещения и места встреч славятся своими граффити. В конце 1980-х изображение перевернутого бокала Мартини — символ панк-группы Missing Foundation — стало самым повсеместным граффити в нижнем Манхэттене, и воспроизводилось фанатами хардкор-панка по всей Америке и Западной Германии . Выгравированная надпись Kilroy. Национальный мемориал Второй мировой войны в Вашингтоне Граффити сегодня — вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру. Существует множество разных стилей и видов граффити. Произведения, создаваемые граффити-художниками, — самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах есть свои известные райтеры, создающие на улицах города настоящие шедевры. В большинстве стран мира нанесение граффити на чью-либо собственность без разрешения на то владельца данной собственности считается вандализмом и карается по закону. Иногда граффити используют для распространения сообщений политического и социального характера. Для некоторых людей граффити — настоящее искусство, достойное размещения в галереях и на выставках, для других — это вандализм. С тех пор, как граффити превратили в неотъемлемую часть поп-культуры, его стали ассоциировать с музыкой в стиле хип-хоп, хардкор, битдаун и брейк-дансом. Для многих это образ жизни, скрытый от общественности и непонятный для широкой публики . Граффити также используются как сигнал банды для маркировки территории или служат как обозначение или «тег» деятельности этой самой банды. Споры, которые ведутся вокруг такого вида искусства, продолжают подогревать разногласия между блюстителями порядка и граффитчиками, стремящимися выставлять свои работы на всеобщее обозрение. Это быстро развивающаяся форма искусства, ценность которого яро отстаивается его приверженцами в словесных перепалках со представителями власти, хотя то же самое законодательство зачастую защищает граффити. Зарождение современного граффити Появление современного граффити можно отнести к началу 1920-х годов, когда рисунками и надписями помечали товарные вагоны, курсирующие по США. Однако зарождение граффити движения в современном его понимании связано с деятельностью политических активистов, которые использовали граффити для распространения своих идей. Также граффити наносились уличными группировками, такими как the Savage Skulls («Дикие Черепа»), La Familia, DTBFBC, the Savage Nomads («Дикие Кочевники»), для того чтобы пометить «свою» территорию. К концу 1960-х стали повсеместно появляться подписи, так называемые теги, исполненные райтерами из Нью-Йорка которых звали Lord, Cornbread, Cool Earl, Topcat 126. Райтера Cornbread часто называют одним из основателей современного граффити. Баллон с аэрозольной краской, самый популярный граффити-инструмент Период с 1969 по 1974 год можно назвать революционным для граффити. За это время заметно выросла его популярность, появилось много новых стилей, а центр граффити-движения переместился из Филадельфии, штат Пенсильвания, в Нью-Йорк. Райтеры стремились оставить свои теги везде, где только можно, при том максимальное количество раз. Вскоре после того, как Нью-Йорк стал новым центром граффити, средства массовой информации обратили внимание на это новое культурное явление. Первым райтером, которому была посвящена газетная статья, стал TAKI 183. Это был подросток из района Вашингтон Хайтс в Манхэттене. Его тег TAKI 183 состоял из его имени Деметриус (или Деметраки, Таки) и номера улицы, на которой он жил — 183. Таки подрабатывал курьером, поэтому ему приходилось часто ездить на метро. Куда бы он ни ездил, он всюду оставлял свои теги. В 1971 году в Нью-Йорк Таймс вышла посвященная ему статья под названием «Таки вызвал волну последователей». Одним из ранних райтеров считается также Julio 204, но в то время он остался незамеченным средствами массовой информации. Другими заметными граффитчиками были Stay High 149, PHASE 2, Stitch 1, Joe 182 и Cay 161. Barbara 62 и Eva 62 были первыми женщинами, прославившимися своими граффити. В это же время граффити стало чаще появляться в метро, чем на городских улицах. Райтеры начали соперничать друг с другом, и смыслом их соревнования было написание своего имени максимальное количество раз во всевозможных местах. Внимание граффитчиков постепенно переключилось на железнодорожные депо, где они имели возможность исполнить большие сложные работы с меньшим риском. Именно тогда сформировались ключевые принципы современного понятия «бомбинг». Теги в Сан-Пауло Пример тега К 1971 году манера исполнения тегов меняется, они становятся более изощренными и сложными. Это связано с огромным количеством граффити-художников, каждый из которых старался обратить на себя внимание. Соперничество райтеров стимулировало появление новых стилей в граффити. Художники усложняли сам рисунок, стремясь сделать его оригинальным, но кроме этого они стали заметно увеличивать размеры букв, толщину линий и использовать контур для букв. Это привело к созданию в 1972 году больших рисунков, так называемых «masterpieces» или «кусков». Считается, что райтер Super Kool 223 первым стал исполнять подобные «куски». Вошли в моду разнообразные варианты декорирования граффити: узоры в горошек, в клетку, штриховки и т. д. Сильно возросли объемы использования аэрозольной краски, потому как райтеры увеличивали размеры своих работ. В то время стали появляться «куски», которые занимали высоту всего вагона, их называли «top-to-bottoms», то есть «сверху донизу». Развитие граффити, как нового художественного явления, его повсеместное распространение и растущий уровень мастерства райтеров не могли остаться без внимания. В 1972 году Хуго Мартинес основал организацию «United Graffiti Artists» («Объединение Граффити Художников»), в которой состояло множество лучших граффитчиков того времени. Организация стремилась к тому, чтобы представить широкой публике произведения граффити в рамках арт-галереи. К 1974 году райтеры стали включать в свои работы изображения героев и сцен из мультфильмов. Команда TF5 («The Fabulous Five», «Невероятная Пятерка») прославилась тем, что искусно расписывала вагоны целиком. Середина 1970-х годов Сильно разрисованный вагон метро. Нью-Йорк, 1973 К середине 1970-х годов утвердились основные принципы граффити-искусства и культуры. На это время приходится пик популярности и распространенности граффити, отчасти потому, что финансовые условия не позволяли администрации Нью-Йорка бороться с уличным искусством, реализуя программы по удалению граффити или по улучшению технического обслуживания городского транспорта. К тому же граффити в стиле «top-to-bottoms» стали занимать целые вагоны. Середина 1970-х годов была отмечена огромной популярностью «троу-апов» («throw-up»), то есть граффити более сложных для исполнения, чем «теги», однако менее замысловатых, чем «куски». Вскоре после появления троу-апов, райтеры стали соревноваться в том, кто сможет исполнить большее количество троу-апов за меньшее количество времени. Граффити-движение приняло соревновательный характер, и художники задались целью разрисовать весь город. Они хотели, чтобы их имена появились в каждом районе Нью-Йорка. В конечном счете, стандарты и требования, установленные в начале 1970-х, устарели, и к началу 1980-х многие райтеры жаждали перемен. Современное граффити на вагоне Однако на рубеже 1970-х — 1980х годов граффити переживает волну новых творческих идей. Еще одной ключевой фигурой граффити-движения этих лет стал Fab 5 Freddy (Фред Брасуэйт), который организовал в Бруклине команду, рисующую на стенах («wall-writing group»). Он отмечает, что в конце 1970-х разные техники нанесения аэрозольной краски и стили написания букв, которые отличали граффити северного Манхэттена от граффити Бруклина, начали смешиваться, что в итоге привело к появлению стиля «wild style». Fab 5 Freddy принадлежит заслуга по продвижению граффити и рэп-музыки за пределы Бронкса, где они появились. С его помощью наладились связи между граффити и официальным искусством, а также современной музыкой. Впервые с тех пор, как в начале 1970-х Хуго Мартинес организовал выставку райтеров, авторитетное изобразительное искусство стало серьезно воспринимать граффити. Конец 1970-х стал последним всплеском повсеместного бомбинга перед тем, как Управление городского транспорта Нью-Йорка поставило себе цель — очистить транспорт от граффити. Власти метрополитена приступили к укреплению заборов и ограждений депо, а также массовому уничтожению граффити. Активная деятельность городских организаций нередко приводила к тому, что многие райтеры бросали заниматься граффити, так как постоянное уничтожение их работ приводило их в отчаяние. Распространение граффити культуры В 1979 году арт-дилер Клаудио Бруни предоставил граффити-художникам Ли Киньонесу и Fab 5 Freddy галерею в Риме. Для многих райтеров, работающих за пределами Нью-Йорка, это было первым знакомством с традиционными формами искусства. Дружеские отношения между Fab 5 Freddy и вокалистки группы Blondie Дебби Харри повлияли на создание сингла под названием «Rapture» группы Blondie в 1981 году. Видеоклип на эту песню, в котором также появляется Жан-Мишель Баския, известный своими SAMO граффити, впервые демонстрирует зрителям элементы граффити и хип-хоп культуры. Хотя более значительным в этом смысле стал выход в свет в 1983 году художественного фильма «Wild Style» независимого режиссера Чарли Эхерна, а также документального фильма «Войны стилей» («Style Wars»), снятого Public Broadcasting Service (Национальным Телевещанием США) в 1983 году. Музыкальные хиты «The Message» и «Planet Rock» способствовали повышению интереса к хип-хопу и за пределами Нью-Йорка. Фильм «Войны стилей» не только продемонстрировал публике таких знаменитых райтеров, как Skeme, Dondi, MinOne и Zephyr, но также усилил роль граффити в зарождающейся в Нью-Йорке хип-хоп культуре: кроме райтеров, в кино появляются известные брейк-данс группы, такие как Rock Steady Crew, а в качестве саундтрека используется исключительно рэп. До сих пор считается, что фильм «Войны стилей» наиболее точно отобразил то, что происходило в хип-хоп культуре в начале 1980-х. В рамках проходившего в 1983 году музыкального тура («New York City Rap Tour Fab») 5 Freddy и Futura 2000 продемонстрировали граффити в хип-хоп стиле европейской публике в Париже и в Лондоне. Голливуд также проявил внимание к хип-хопу, когда в 1984 году на экраны всего мира вышел фильм «Beat Street», в котором снова фигурирует хип-хоп культура. Во время создания этого фильма режиссер консультировался с райтером PHASE 2. Появление трафаретного граффити также относится к этому периоду. Первые примеры трафаретного искусства были созданы около 1981 года граффити художником Blek le Rat в Париже, а к 1985 году они стали популярны во многих других городах, включая Нью-Йорк, Сидней и Мельбурн. Американский фотограф Чарльз Гейтвуд и австралийский фотограф Ренни Эллис запечатлели на своих снимках многие трафаретные граффити тех лет. Упадок граффити в Нью-Йорке
Надпись на витрине ресторана между Всемирным торговым центром и Чайна-тауном, Нью-Йорк
По мере того, как культура граффити распространялась по США и за их границами, собственно культурный аспект Нью-Йоркского граффити практически исчез. Столь скорый упадок граффити объясняется несколькими причинами. Улицы стали более опасными из-за вспыхнувшей «эпидемии крэка». Городское законодательство разрабатывало более строгие наказания для граффитчиков, а из-за ограничений по продаже аэрозольной краски приобретать материалы стало очень сложно. Кроме этого, Управление нью-йоркского метрополитена значительно усилило финансирование программы против граффити. Многие излюбленные райтерами места стали сильно охраняться, вооруженные патрули сторожили депо, возводимые заграждения были надежнее, а уничтожение граффити стало активным и повсеместным. Писать граффити в метро стало сложно, и многие райтеры вышли на улицы. Сейчас уличное граффити, наряду с граффити в междугородних и товарных поездах, является преобладающей формой райтинга.
Несмотря на это, многие райтеры восприняли новые препятствия скорее как вызов, чем как причину бросить граффити. Однако это привело и к тому, что художники стали жестоко бороться за подходящие для райтинга места и контролировать свои территории. Как ни странно, очень важными для бомбинга стали физическая сила и количество человек в команде. Blade, Dondi, Min 1, Quik, Seen и Skeme были одними из самых заметных и влиятельных граффитчиков той поры. Так закончилась эра привычного граффити в нью-йоркском метро, и в последующие годы в граффити остались только так называемые «крепкие орешки».
Нью-Йорк, 1985—1989 гг.
В период с 1985 по 1989 годы в граффити остались самые стойкие райтеры. Последним ударом для граффитчиков было то, что вагоны метро стали отправлять на металлолом. Вследствие ужесточения мер, принимаемых властями, искусство граффити шагнуло назад в своем развитии: прежние замысловатые, искусно выполненные на внешней стороне поездов куски сменились упрощенными тегами, сделанными с помощью обычных маркеров.
Можно сказать, что к середине 1986 года Управления городского транспорта Нью-Йорка и Чикаго выигрывали «войну с граффити», и количество активно работающих райтеров заметно сократилось. Вместе с этим упал и уровень насилия, связанный с командами граффитчиков и «бомбингом». Некоторые райтеры 1980-х годов стали забираться на крыши домов и рисовать там. Известные граффити-художники Cope2, Claw Money, Sane Smith, Zephyr и T Kid активно рисовали именно в это время.
Кампания по очистке нью-йоркских поездов
Эта эпоха граффити характеризуется тем, что большинство граффити-художников перенесли свои работы из вагонов метро и поездов в «уличные галереи». Кампания по очистке нью-йоркских поездов началась в мае 1989 года, когда власти Нью-Йорка стали просто убирать из системы городского транспорта те поезда, в которых были нарисованы граффити. Поэтому огромному числу райтеров пришлось искать новые пути самовыражения. Горячо обсуждался вопрос, является ли граффити формой искусства.
До начала движения по очистке нью-йоркского транспорта, улицы многих городов, не только Нью-Йорка, были нетронуты граффити. Но после того, как власти принялись очищать метро и поезда, граффити хлынуло на улицы американских городов, где оно предстало перед невосприимчивой публикой.
Городские власти по всей стране ехидно назвали граффити паразитирующей болезнью, которая вырвалась за пределы Нью-Йорка и распространяется по США. Неумелое марание стен, зародившееся в Южном Бронксе, заполонило всю страну от восточного побережья до западного, появляясь на зданиях, мостах и шоссе в каждом крупном городе. Расходы на очистку городов от граффити взлетели до нескольких миллиардов долларов.
Многие райтеры нашли выход из этой ситуации в том, что стали демонстрировать свои работы в галереях или же организовали свои собственные студии.
Еще в начале 1980-х к этому обратились такие граффити-художники, как Жан-Мишель Баския, который начинал с обычного теггинга (SAMO, его подпись, означала Same Old Shit, то есть «старая добрая марихуана»), а также Кит Харинг, которому удалось заниматься искусством в рамках арт-студий.
Иногда райтеры исполняли на фасадах магазинов такие сложные и красивые граффити, что владельцы магазинов не решались их закрашивать. Зачастую такие искусные работы выполнялись в память умерших. Фактически сразу после смерти рэппера Big Pun в Бронкс появились огромные настенные граффити, посвященные его жизни, которые сделали BG183, Bio, Nicer TATS CRU. Подобным образом райтеры реагировали на смерть The Notorious B.I.G., Tupac Shakur, Big L и Jam Master Jay.
Коммерциализация граффити и его становление в поп-культуре
Трафарет на Берлинской стене
После обретения повсеместной популярности и относительной законности, граффити перешло на новый уровень коммерциализации. В 2001 году компьютерный гигант IBM запустил рекламную кампанию в Чикаго и Сан-Франциско, в которой были показаны люди, рисующие аэрозольной краской на тротуарах символ мира, сердце и пингвина (Пингвин — талисман Linux). Так демонстрировался слоган «Мир, любовь и Linux». Несмотря на это, из-за нелегальности граффити некоторые «уличные художники» были арестованы за вандализм, а компании IBM пришлось выплатить штраф в $120,000.
В 2005 году подобную кампанию запустила корпорация Sony. На этот раз рекламировалась новая ручная игровая система PSP. Команда райтеров TATS CRU исполнила граффити для этой кампании в Нью-Йорке, Чикаго, Атланте, Филадельфии, Лос-Анджелесе и Майами. Учитывая неудачный опыт IBM, корпорация Sony заранее заплатила владельцам зданий за право рисовать на их стенах. Граффити представляло собой изображение потрясенных городских детей, играющих с PSP, словно это не игровая приставка, а скейтборд или игрушечный конь.
Граффити стало использоваться и видеоиграх обычно в положительном смысле. Например, серия игр Jet Set Radio (2000—2003) повествует о том, как группа подростков борется с гнетом тоталитарной полиции, которая пытается ограничить свободу слова граффитчиков. Сюжеты некоторых видеоигр отражают негативное отношение некоммерческих художников к тому, что искусство начинает работать на рекламу. Например, серия игр Rakugaki Ōkoku (2003—2005) для Sony PlayStation 2 повествует о том, как безымянный герой и его оживающие граффити сражаются против злого короля, который допускает существование только такого искусства, которое принесет ему выгоду. Еще одна видеоигра, Marc Eckō's Getting Up: Contents Under Pressure (2006), обращается к граффити как средству политической борьбы и рассказывает о сражении против коррумпированного города, в котором подавляется свобода слова.
Другой игрой, в которой появляется граффити, была Bomb the World (2004), созданная райтером Кларком Кентом. Это он-лайн граффити симулятор, в котором можно виртуально расписывать поезда в 20 местах по всему миру. В игре Super Mario Sunshine (2002) главный герой, Марио, должен очистить город от граффити, оставленных злодеем по имени Bowser Jr. Этот сюжет напоминает об успехах кампаний против граффити, организованных мэром Нью-Йорка Рудольфом Джулиани и о подобных программах, предпринятых мэром Чикаго Ричардом Дэйли.
Граффити изображение игры 1978 года Space Invaders
Граффити изображение поп-звезды Майкла Джексона
Во многих видеоиграх, сюжет которых напрямую не связан с граффити, игрок может рисовать граффити в процессе игры, например, в Half-Life series, the Tony Hawk’s series, The Urbz: Sims in the City, Rolling and Grand Theft Auto: San Andreas. Граффити появляется и в The Darkness, Double Dragon 3: The Rosetta Stone, NetHack, Samurai Champloo: Sidetracked, The World Ends With You, The Warriors, Just Cause, Portal, различных вариантах Virtual Graffiti и других играх. Существует масса игр, в которых понятие «граффити» используется как синоним понятия «рисование», например, в играх Yahoo! Graffiti, Graffiti и др.
Марк Эко, дизайнер городской одежды, защищает граффити и утверждает, что оно имеет все права считаться искусством: «Безусловно, граффити — это самое мощное движение в искусстве последнего времени и оно сильно вдохновляло меня на протяжении всей моей карьеры».
Кит Харинг — еще один известный граффитчик, который вывел поп-арт и граффити на коммерческий уровень. В 1980-х годах Харинг открыл свой первый Поп-шоп («Pop Shop»), магазин, где он выставлял свои работы, которые до этого он рисовал на улицах города. В Поп-шопе можно было приобрести и обычные товары — сумки или футболки. Харинг объясняет это так: «Поп-шоп делает мои работы доступными публике. Это участие на более высоком уровне. Смысл в том, что мы не хотели делать вещи, которые бы удешевили искусство. Другими словами, искусство остается искусством».
Граффити стало стартовой площадкой для художников и дизайнеров в Северной Америке и во всем мире. Американские граффитчики Mike Giant, Pursue, Rime, Noah и огромное число других сделали карьеру в дизайне скейтбордов, одежды и обуви, в таких известных компаниях, как DC Shoes, Adidas, Rebel8 Osiris или Circa. В то же время многие райтеры, такие как DZINE, Daze, Blade, The Mac превратились в художников, работающих в официальных галереях, при чем зачастую используя в своем творчестве не только аэрозольную краску, свой первый инструмент, но и другие материалы.
Но, наверное, самым выдающимся примером того, как граффити проникло в поп-культуру, является французская команда 123Klan. Команду 123Klan основали в 1989 году Scien и Klor. Постепенно они обратились к иллюстрированию и дизайну, продолжая одновременно практиковать граффити. В результате они стали разрабатывать дизайн, логотипы, иллюстрации, обувь и одежду для компаний Nike, Adidas, Lamborghini, Coca Cola, Stussy, Sony, Nasdaq и других.
Кульминацией таких взаимодействий, где граффити смешивается с видеоиграми и хип-хопом, стал выход телесериала, известного во всем мире под названием Kung Faux, создателем которого был Мик Нойман. В сериале можно найти черты классических фильмов с восточными единоборствами, изображения граффити, спецэффекты видеоигр, музыку хип-хопа и брейк-данс. Роли в сериале озвучивали граффитчики ESPO, KAWS, STASH, & Futura 2000, легендарный брейк-дансер Crazy Legs, а также исполнители хип-хопа Afrika Bambaataa, Biz Markie и Queen Latifah.
Развитие граффити в мире
Южная Америка
Искусно выполненное граффити в городе Олинда, Бразилия
В Бразилии, как ни в какой другой стране Южной Америки, граффити имеет значительные традиции и долгую историю. В настоящее время Сан-Пауло считается столицей граффити и местом вдохновения для райтеров со всего мира.
Бразилия «гордится уникальным и богатым граффити наследием. Она приобрела международную репутацию места, куда стоит поехать за творческим вдохновением». Граффити «буквально цветёт в любом возможном уголке бразильских городов». Часто проводят параллель «между современным Сан Пауло и Нью-Йорком 1970-х годов». «Быстро разрастающийся Сан Пауло стал новой Меккой для граффитчиков»; известный граффити-художник и создатель трафаретов Тристан Манко говорит, что основными источниками, которые разжигают в Бразилии «живую, энергичную культуру граффити», являются «хронические бедность и безработица Бразилии, постоянная борьба и плохие условия жизни обездоленных людей». По сравнению с другими странами, «в Бразилии наблюдается самое нестабильное распределение доходов. Законы и налоги меняются очень часто». Все эти факторы, добавляет Manco, приводят к тому, что экономические барьеры и социальная напряженность, раскалывающие и без того нестабильное общество, поддерживают и способствуют процветанию «фольклорного вандализма и городского спорта низших слоев населения», то есть южноамериканского граффити.
Ближний Восток
Граффити в Тегеране, Иран
На Ближнем Востоке граффити развивается медленно: в основном, граффитчики оставляют только небольшие теги в разных районах ОАЭ, Израиля и Ирана. Главная иранская газета Hamshahri опубликовала две статьи, посвященные нелегальным художникам. Фотография в одной из статей запечатлела граффити работу иранского райтера A1one на стенах Тегерана. Издаваемый в Токио журнал о дизайне PingMag напечатал интервью с Alone и фотографии его работ. Израильский разделительный барьер также стал подходящим местом для граффити, напоминая в этом смысле Берлинскую стену. Многие граффитчики приезжают в Израиль из других стран, как, например, JUIF из Лос-Анджелеса и DEVIONE из Лондона. По всему Израилю можно также часто увидеть религиозную цитату «נ נח נחמ נחמן מאומן» («Na Nach Nachma Nachman Meuman»).
Материалы и техника создания граффити
Сегодня граффити-художник использует целый арсенал средств для создания успешного рисунка. Аэрозольная краска в баллонах — самый главный и необходимый инструмент в граффити. Используя два этих материала, райтер может создать огромное количество разнообразных стилей и техник. Аэрозольная краска продается в граффити-магазинах, хозяйственных магазинах или магазинах художественных товаров, причем в настоящее время можно найти краску практически любого оттенка.
Трафаретное граффити, зародившееся в начале 1980-х годов, создается путем вырезания форм из жесткого, плотного материала, к примеру, картона. Готовый трафарет прикладывается к холсту и поверх него быстрыми, легкими и точными движениями распыляется аэрозольная краска. Эта техника граффити стала популярна благодаря своему быстрому исполнению.
Современные эксперименты с материалами
Современное граффити зачастую включает элементы других искусств и использует новые технологии. К примеру, «Graffiti Research Lab» («Лаборатория по исследованию граффити») вдохновила райтеров на использование в работах проецируемых изображений и магнитных светодиодов. Итальянский художник Kaso занимается восстанавливающим граффити, экспериментируя с абстрактными формами и тщательно продуманными трансформациями прежних граффити работ. Yarnbombing, «Ярнбомбинг» (от yarn — пряжа) — еще один новый вид уличного искусства. Ярнбомбинг состоит в украшении уличного пространства с помощью разноцветных вязаных или трикотажных тканей или предметов
|